Борьба испанских шахтеров

«Черный марш»: пародия  классовой борьбы

 («Lutte des mineurs espagnols. "Marche Noire: Le théâtre de la lutte des classes», «Le prolétaire»; N° 503; май-июль 2012)

 

 

Вторник 11 июля этого года двести шахтеров, прибывших из различных регионов Испании, где еще существуют, хотя и с чрезвычайно большим трудом, угольные шахты, прибыли в Мадрид после марша, продолжавшегося несколько недель. Они были встречены в столице десятками тысяч человек, которые буквально парализовали всю западную часть города. На следующий день демонстрация, которая должна была венчать т.н. «Черный марш», окончилась столкновениями перед министерством промышленности и в районе стадиона Сантьяго Бернабеу после нападения полиции и ответа манифестантов. После полудня демонстрация солидарности с шахтерами в центре Мадрида также закончилась столкновениями и арестами. 

 

В течение уже многих месяцев горнодобывающие регионы Испании, и в особенности Астурии, являются свидетелями конфликта, вызванного отказом правительства Рахоя выполнить горное соглашение и сохранить субсидии на добычу угля, которые необходимы для того, чтобы добывающие предприятия продолжали функционировать; действительно, в силу ее почти нулевой рентабельности, эта деятельность продолжает существовать только благодаря государственным субсидиям, предоставляемым с 80-х годов во все более ограниченном количестве, именно с целью избежать того, чтобы ее остановка вылилась в социальный конфликт.

Рабочие шахт, ведущих бессрочную забастовку, еще до лета прибегали к постоянным акциям саботажа на дорогах прилегающих районов, решительно противостояли действиям полиции и гражданской гвардии и даже мобилизовали на акции солидарности целые деревни горнодобывающих регионов. Со своей стороны угледобывающие предприятия молчаливо поддерживают борьбу, которую, если бы она окончилась победой, позволила бы им пользоваться значительными субсидиями, которые дают им жизнь. Тогда как пролетарии, и не только те, которые напрямую используются на шахтах, борются с целью защиты условий своего существования и используют методы, которые не уважают рамки буржуазной легальности, буржуа, похоже, поощряют единый фронт для достижения общей цели.

Конфликт вокруг испанских шахт соответствует ситуации, замороженной уже многие десятилетия. Добыча угля субсидируется для поддержания социального мира в исторически фрондирующих регионах, в которых пролетарская борьба показала в ХХ веке несколько самых блестящих эпизодов. Эта государственная помощь, в действительности, гарантирует не поддержание добычи угля, а только ее «не травмирующее» исчезновение, пока другие виды деятельности не получат развитие в этих регионах (то, чего никогда не происходило: в Астурии единственными видами деятельности, появившимися в умирающем регионе были отели и … торговля кокаином); она, однако, создала своего рода оазис посреди прогрессирующей неустроенности социальной панорамы Испании через усиление институтов желтых профсоюзов и политического оппортунизма (ИКП, ИСРП …), которые исполняли обязанности распоряжения дарами государства в обмен на контроль над социальной напряженностью, возрастающей по мере приближения черного будущего исчезновения шахт.

Капиталистический кризис, который поразил Испанию, ускорил сворачивание добывающей деятельности, зависящей от субсидий: нет достаточного количества денег в государственной кассе, и не существует больше другого решения, как отменить эти субсидии. Но цена, которую приходиться платить, это вспышка социального конфликта в рассматриваемых областях; пролетарии этих регионов вышли на улицы значительной силой, увлекая за собой другие группы трудящихся (временно работающие преподаватели, работники транспорта и т.д.), они напрямую бьют по прибыли капиталистов блокадой дорог и шахт. Во многих случаях силы безопасности, которые в это последнее время больше привычны к избиению дубинками студентов, чем к реальным столкновениям, вышли потрепанными после попытки положить конец мобилизации шахтеров.

Но при принятии этой цены буржуазия может рассчитывать на очень мощных союзников, находящихся в рядах пролетариев, борющихся за условия своего выживания. Большие (и не очень большие) желтые профсоюзы, контролирующие горнодобывающие регионы (Астурия, например, является одним из испанских регионов с самым высоким уровнем охвата профсоюзами и бастионом UGT – профсоюза, связанного с «социалистической» партией – и его местных отделений, SOMA и FIA, как и CC.OO – профсоюза, ранее связанного со сталинистами ИКП), пытаются привязать требования трудящихся шахт к своего рода «общему благу», региональному или национальному, частью которого, в первую очередь, являются капиталисты, собственники шахт и местная буржуазия. В соответствие с этой ориентацией, пролетарии должны были бы бороться не за заработную плату или даже не за свое рабочее место, а за защиту горнодобывающей промышленности, за защиту государственных субсидий предприятиям и за индустриальное будущее региона. Они должны были бы бороться за свою эксплуатацию, за ту эксплуатацию, которая вчера заставляла их подыхать с голоду в нескольких метрах под землей и которая сегодня бросает их в безработицу и нищету. Силы политического и профсоюзного оппортунизма, особенно сильные в этих регионах высокой промышленной концентрации, всегда ищут солидарности между классами, подчинения интересов пролетариата высшим интересам отечества и потребностям экономики.

Замечательный Черный марш – это большой пример способа, в котором сочетается, в рамках тяжелой борьбы, начатой шахтерами Астурии, Леона и Кастилии, эта политика примирения между классами и старания разбить настоящую силу пролетариев, которая состоит в использовании классовых методов и средств. Сила шахтеров в течение этого конфликта (и в предыдущих конфликтах, главным образом, в 80-е годы) заключалась в их способности напрямую атаковать, посредством забастовок и саботажа, интересы капиталистов; это причина, по которой они смогли добиться солидарности многих других секторов пролетариата затронутых регионов; и это причина, по которой эта солидарность, основанная на классовом единстве, проявившемся в борьбе, когда она велась классовыми методами, действительно усилила их борьбу.

Когда агенты желтых профсоюзов навязали раздутый СМИ марш на Мадрид ради проведения манифестации перед министерством, они оторвали эту борьбу от своей основы, чтобы свести к показной и грустной демократической демонстрации веры в добрую волю буржуазии, которая, якобы, не позволит пойти ко дну всей местной экономике (и вместе с ней лишить субсидий эти профсоюзы!). Черный марш, под руководством тех, кто в течение десятилетий приносил в жертву пролетариев этих регионов на алтарь капиталистической рентабельности, был попыткой превращения этой борьбы в театральную сцену, на которой разыгрывается пародия на  классовую борьбу. Шахтеры-знаменитости, которые уже больше не пролетарии, но «герои», поддерживаемые левыми и правыми мэриями, и дифирамбы которым поют все интеллектуальные отбросы … все это противоположно тем урокам, которые должен извлечь пролетариат из этого конфликта, ведущегося в горнодобывающих регионах и который таким образом пытаются ликвидировать.

Пролетарии горнодобывающих бассейнов, как и те, кто вышел на улицы Мадрида и других городов, чтобы поддержать их, в краткосрочной перспективе окажутся перед альтернативой: бороться ради защиты условий своей жизни или испытывать на своей шкуре все тяжелые последствия капиталистического кризиса. Реформы и изменения последних месяцев демонстрируют это черным по белому.

Но чтобы бороться пролетарии должны порвать с тошнотворной демократической традицией, которой заражен сегодня их класс. Они должны будут освободиться от межклассовых иллюзий, которые заставляют их мечтать о разрешении кризиса через «соглашение» между рабочими и патронатом, они должны будут отбросить идеи о социальном примирении … но в особенности они должны будут вновь овладеть методами и средствами классовой борьбы, теми, которые реально направлены против капиталистической прибыли и которые позволят им побеждать, хотя бы временно. Бессрочная забастовка, без предварительного уведомления или  минимальных услуг, пикеты, чтобы навязать ее, создание пролетарских органов для руководства борьбой, которые не исчезают с ее окончанием, а сохраняются в последующее время и т.д., - вот уроки, которые должны извлечь все пролетарии с тем, чтобы благородство и решимость, с которыми они ведут борьбу в своих шахтах и или с которыми они вышли на улицы Мадрида не были потеряны.    

                               

За бескомпромиссную защиту условий жизни и труда пролетариата!

За пролетарскую борьбу классовыми методами и средствами!

За разрыв с агентами буржуазии в пролетарской среде!

За возобновление классовой борьбы!

 

13.07.2012

 

 

Top

Back to Statements

Back to texts in Russian

Back to Archives